«Академия правильной речи»

Отчет учителя-логопеда по самообразованию за 2023-2024 учебный год

Отчет  учителя-логопеда по самообразованию за 2023-2024 учебный год  по теме:

«Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления.

Элементы нейрогимнастики как один из эффективных методов и приемов коррекции»

  Цель: Изучение проявлений (минимальных) дизартрии у детей дошкольного возраста и поиск эффективных методов и приемов  коррекционно-логопедической работы.

Задачи:

· Изучить литературу по теме самообразования «Элементы нейрогимнастики как один из эффективных методов и приемов коррекции».

· Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.

· Разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год.

В течение четырех лет продолжаю изучать и накапливать опыт по коррекции речи у детей с проявлениями стертой формы дизартрии, т.к. нарушения звукопроизношения у детей даже с минимальными проявлениями дизартрии очень трудно поддаются коррекции, и работа над автоматизацией протекает долго. Большинство детей, имеющие дизартрические проявления и посещающие логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Поэтому так важен поиск наиболее эффективных методов и приемов  в работе логопеда.  Одной их таких инновационных методик является – нейрогимнастика и кинезиологические упражнения.

У детей с  нарушениями речи с минимальными дизартрическими проявлениями наблюдаются нарушения, в той или иной степени выраженности, всех  компонентов речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. У детей данной категории также наблюдаются нарушения координации, общей и мелкой моторики, восприятия. Поэтому целесообразно включать в свою работу игры и упражнения, которые помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать основные компоненты речевой системы и ВПФ (высшие психические функции). Применение элементов нейрогимнастики позволяет решить эти проблемы.  Нейрогимнастика и различные  кинезиологические упражнения позволяют синхронизировать и согласовывать работу обоих полушарий мозга. Путем физических упражнений тренируется мозг, ведь организм человека — это целостная система, в которой тело и мозг взаимосвязаны.

В своей работе использовала  элементы  нейрогимнастики на всех этапах коррекционно-развивающей работы: -  в процессе артикуляционной гимнастики; -  автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;  - развития фонематического восприятия.

Нейроигры и упражнения подбирала  с учетом индивидуальных особенностей детей, для стимулирования речевой активности, развития слухоречевого внимания, а также для развития нейродинамических и познавательных процессов (внимание, память, мышление).

Например, при проведении артикуляционной гимнастики использовала приемы нейростимуляции: массажный тренажер, прищепки, резиновые или пластмассовые шарики с игольчатыми поверхностями, Су-Джок, игры с мелкими игрушками, бусы и мягкий игольчатый конструктор. Посредствам использования данных приемов усиливается ощущение тактильно-кинестетических связей, стимулируя таким образом кисти и пальцы рук активизируются зоны мозга, отвечающие за развитие речи.

Примеры артикуляционных упражнений с использованием нейрогимнастики:

 - синхронные движения рук и артикуляционных упражнений.

В процессе автоматизации и дифференциации поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях:

- «Слоговые дорожки»;

- «Логотрафареты» (в различных вариациях);

- «Цветные геометрические предметы» и т.д.

Упражнения делаем в разных вариантах от простого к сложному:

- отдельно пальчиками каждой руки по одной дорожке;

- отдельно предметом или игрушкой каждой рукой по одной дорожке;

- двумя руками синхронно с разных сторон;

- шагать вперед и назад;

- отхлопывать  слоги, слова, чистоговорки синхронно и асинхронно;

Игры с элементами нейрогимнастики развивают внимание, а также стимулирует автоматизацию и дифференциацию звуков в  слогах, словах;  облегчает тренировку звукопроизношения в чистоговорках и скороговорках.

Применение элементов нейрогимнастики позволяет сделать работу учителя-логопеда достаточно продуктивной, открывает новые творческие возможности в коррекционной работе для ребенка и педагога. А также оказывает положительное влияние на речевое развитие детей с нарушениями речи.

Литература:

1. Анищенкова, Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников / Е. С. Анищенкова. - М.: АСТ, 2021. - 64 c.

2. Бокова С.Е., Нейрогимнастика / С.Е.Бокова. - М.: Буква-ленд 2023.  - 48 c.

3. Кушнир И. С., Цветков А. В. Нейрологопедия: диагностика и коррекция тяжелых нарушений речи у дошкольников. / И. С. Кушнир, А. В. Цветков. -  М.: «Издание книг ком», 2021. 192 с.

4. Трясорукова, Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика / Т. П. Трясорукова. -  2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2019. - 32 c.

10 июня 2024 в 12:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.