«Академия правильной речи»
Отчет учителя-логопеда по самообразованию за 2023-2024 учебный годОтчет учителя-логопеда по самообразованию за 2023-2024 учебный год по теме: «Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления. Элементы нейрогимнастики как один из эффективных методов и приемов коррекции» Цель: Изучение проявлений (минимальных) дизартрии у детей дошкольного возраста и поиск эффективных методов и приемов коррекционно-логопедической работы. Задачи: · Изучить литературу по теме самообразования «Элементы нейрогимнастики как один из эффективных методов и приемов коррекции». · Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ. · Разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год. В течение четырех лет продолжаю изучать и накапливать опыт по коррекции речи у детей с проявлениями стертой формы дизартрии, т.к. нарушения звукопроизношения у детей даже с минимальными проявлениями дизартрии очень трудно поддаются коррекции, и работа над автоматизацией протекает долго. Большинство детей, имеющие дизартрические проявления и посещающие логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Поэтому так важен поиск наиболее эффективных методов и приемов в работе логопеда. Одной их таких инновационных методик является – нейрогимнастика и кинезиологические упражнения. У детей с нарушениями речи с минимальными дизартрическими проявлениями наблюдаются нарушения, в той или иной степени выраженности, всех компонентов речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. У детей данной категории также наблюдаются нарушения координации, общей и мелкой моторики, восприятия. Поэтому целесообразно включать в свою работу игры и упражнения, которые помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать основные компоненты речевой системы и ВПФ (высшие психические функции). Применение элементов нейрогимнастики позволяет решить эти проблемы. Нейрогимнастика и различные кинезиологические упражнения позволяют синхронизировать и согласовывать работу обоих полушарий мозга. Путем физических упражнений тренируется мозг, ведь организм человека — это целостная система, в которой тело и мозг взаимосвязаны. В своей работе использовала элементы нейрогимнастики на всех этапах коррекционно-развивающей работы: - в процессе артикуляционной гимнастики; - автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях; - развития фонематического восприятия. Нейроигры и упражнения подбирала с учетом индивидуальных особенностей детей, для стимулирования речевой активности, развития слухоречевого внимания, а также для развития нейродинамических и познавательных процессов (внимание, память, мышление). Например, при проведении артикуляционной гимнастики использовала приемы нейростимуляции: массажный тренажер, прищепки, резиновые или пластмассовые шарики с игольчатыми поверхностями, Су-Джок, игры с мелкими игрушками, бусы и мягкий игольчатый конструктор. Посредствам использования данных приемов усиливается ощущение тактильно-кинестетических связей, стимулируя таким образом кисти и пальцы рук активизируются зоны мозга, отвечающие за развитие речи. Примеры артикуляционных упражнений с использованием нейрогимнастики: - синхронные движения рук и артикуляционных упражнений. В процессе автоматизации и дифференциации поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях: - «Слоговые дорожки»; - «Логотрафареты» (в различных вариациях); - «Цветные геометрические предметы» и т.д. Упражнения делаем в разных вариантах от простого к сложному: - отдельно пальчиками каждой руки по одной дорожке; - отдельно предметом или игрушкой каждой рукой по одной дорожке; - двумя руками синхронно с разных сторон; - шагать вперед и назад; - отхлопывать слоги, слова, чистоговорки синхронно и асинхронно; Игры с элементами нейрогимнастики развивают внимание, а также стимулирует автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах; облегчает тренировку звукопроизношения в чистоговорках и скороговорках. Применение элементов нейрогимнастики позволяет сделать работу учителя-логопеда достаточно продуктивной, открывает новые творческие возможности в коррекционной работе для ребенка и педагога. А также оказывает положительное влияние на речевое развитие детей с нарушениями речи. Литература: 1. Анищенкова, Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников / Е. С. Анищенкова. - М.: АСТ, 2021. - 64 c. 2. Бокова С.Е., Нейрогимнастика / С.Е.Бокова. - М.: Буква-ленд 2023. - 48 c. 3. Кушнир И. С., Цветков А. В. Нейрологопедия: диагностика и коррекция тяжелых нарушений речи у дошкольников. / И. С. Кушнир, А. В. Цветков. - М.: «Издание книг ком», 2021. 192 с. 4. Трясорукова, Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика / Т. П. Трясорукова. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2019. - 32 c.
10 июня 2024 в 12:50
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.