«Академия правильной речи»
«Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда с детьми дошкольного возраста».«Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда с детьми дошкольного возраста"
Здоровьесберегающие технологии — комплекс инструментов и методов по охране здоровья детей. Эти технологии охватывают большой диапазон направлений. Существует стереотип, что здоровьесберегающие технологии используют в своей работе только физкультурные руководители. Здоровье дошкольника, его социально-психологическая адаптация, психо-эмоциональное состояние, нормальный рост и развитие зависят от окружения, в котором ребёнок находится. Поэтому забота о здоровье детей — общая задача работников ДОУ. Здоровьесберегающие технологии применяют воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, психолог, медицинская сестра, педагоги дополнительного образования. Правильная речь является одной из важных предпосылок полноценного развития детей. Причины нарушений речи у детей могут быть разнообразны. Любое заболевание, различные патогенные факторы затрагивают все жизнеобеспечивающие системы детского организма, ослабляет его и сказывается на его общем развитии и развитии речи. В настоящее время речевые нарушения среди детей дошкольного возраста имеют тенденцию не только к росту, но и к осложнению речевого диагноза. Одним из осложнений нарушений речи считается дизартрический компонент. Данная патология находится на границе между дислалией и дизартрией. Стертая дизартрия легко смешивается с дислалией по внешним проявлениям, однако при этом имеет свой специфический механизм нарушения и, по сравнению с дислалией, отличается трудностью преодоления. В литературе по логопедии отмечается специфика коррекционно-логопедической деятельности при стертой дизартрии. Эффективность коррекционной работы логопеда во многом зависит от положительного эмоционального фона занятий, интереса детей к заданиям, особенно у детей со стертой формой дизартрии, у которых нарушен произвольный праксис: трудности, а иногда и невозможность выполнять произвольные (артикуляционные и др.) движения. Ряд трудностей может быть преодолен посредством применения игры и отдельных игровых действий в ходе занятий. В игровых ситуациях ребенок чувствует себя увереннее и нередко полнее раскрывает свои когнитивные и творческие возможности. В процессе игровой деятельности естественно, тонко и ненавязчиво корригируется речевая функция, автоматизируются поставленные звуки. Только в условиях игры у логопеда появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на различном материале при сохранении эмоционально положительного отношения детей к заданиям. Необходимо отметить, что использование игровых методик на логопедических занятиях позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что у детей со стертой формой дизартрии наблюдается нестабильное психо-эмоциональное состояние, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность и неустойчивое внимание. Действительно, многократное повторение одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. А без повторений не получится отработать в речи поставленный звук. Таким образом, для коррекции звукопроизношения, должен быть учтен важный принцип логопедического воздействия – разносторонний интегрально-личностный характер, который предполагает нацеленность не только и столько на устранение у ребенка речевого недостатка, сколько на целостное развитие его личности с помощью специфических и неспецифических коррекционно-педагогических технологий и средств. К этим средствам относится – игра. В этом контексте игра может рассматриваться как единое развивающее средство, используемое в качестве основного метода общепедагогической и коррекционной работы. Отношение к игровой деятельности как средству, обладающему мощным воспитательным, обучающим, развивающим и адаптирующим потенциалом, прошло длительную проверку временем. Включение разных видов игр и игровых элементов в коррекционные занятия обеспечивает серьезный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии неречевых процессов, составляющих психологическую базу речи: восприятие, внимание, память, мышление. На основании всего изложенного видно, что работа по коррекции нарушенного произношения, осложненного дизартрическим компонентом, требует и от логопеда и от ребенка много терпения, настойчивости и времени при автоматизации поставленных звуков. Автоматизация звука – с точки зрения высшей нервной деятельности – это введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи речевого звука в более сложные последовательные структуры – слова и фразы. Работу на этом этапе следует рассматривать как затормаживание старых, неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для нервной системы любого ребенка, и особенно для ребенка со стертой формой дизартрии и требует очень большой осторожности и постепенности. Упражнения должны проводиться длительно и систематически, они легко могут надоесть ребенку, поэтому от логопеда требуется много умения и такта, чтобы заставить ребенка их производить, а, кроме того, много изобретательности, чтобы варьировать форму их преподнесения. Чтобы добиться положительной динамики в автоматизации звуков важно помнить, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений. При использовании, которых процесс обучения и научения превращается в интересную игру. Использование различных игровых приемов и упражнений позволит решить сразу несколько задач: 1. пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения; 2. активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления; 3. развивать общую и мелкую моторику; 4. оптимизировать процесс автоматизации за счет включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов; 5. повысить познавательную активность и работоспособность детей; 6. плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры; Игровые приемы на занятии подбираются с учетом здоровьесберегающих технологий: · чередование работы на горизонтальной и вертикальной поверхностях; · расположение материала вблизи и вдали; · частая смена динамических позиций; · использование элементов массажа, самомассажа рук, лица; · работа в динамике. В результате обучения, с использованием игр и элементов игры, создаются условия для повышения эффективности коррекционной работы: снятие синкинезий и мышечных зажимов, развитие жестов и мимики, громкости, темпа, интонации речи, а также удается внести элементы новизны, что позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса детей в течение всего занятия. 10 февраля 2024 в 16:10
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.