«Академия правильной речи»

Развитие речи ребенка трёх лет - сенсорный удар и зависимость речи и интеллекта.

Сейчас я хочу поговорить про развитие речи детей с трёх до четырех лет. Я уже писала в прошлой статье, что до трёх лет задача ребенка - стать говорящим, а с трёх до четырех - стать понятным не только маме, а и всем окружающим вообще.

Как же помочь ребенку стать говорящим и стать понятным? Есть такая штука как темповая задержка развития речи. Не буду здесь говорить о факторах, ее вызывающих, скажу лишь, что она успешно преодолевается иногда даже без занятий с логопедом. Что же помогает большинству?

Если ко мне на консультацию приводят ребенка двух-трёх лет в мае, если я обследую его и вижу, что нарушений мышечного тонуса нет, проблем с движением губ и языка нет - я прописываю море. Никакого логопеда летом. Море. Если нет моря - деревня. Не дача - песочница, качели и забор, а деревня - дети, коровы, куры, свиньи, по грязи босиком чав-чав.

Если под задержкой речевого развития нет серьезных органических оснований, есть большая вероятность, что после моря или деревни ребенок заговорит .

При этом важно его не сильно беречь. Если он ходит на море в специальных тапочках и купальном костюме от шеи до пят, если он чинно сидит на берегу в надувном бассейне с морской водой - речевой взрыв может и не произойти Воздействие морской среды должно быть в некотором роде шоковым Удары волн, ныряние, закапывание в песок и гальку и прочее . Деревня тоже - с полным погружением. Босиком, голышом, холод, жара, солнце, вода .

Но. Все вышеперечисленное касается детей максимум трёх с небольшим лет, с учётом смещения норм речевого развития. Большой шанс, что после моря спонтанно заговорит двухлетка. Небольшой, но есть - что трехлетка. Неговорящий четырехлетка чудодейственному влиянию моря будет, увы, неподвластен .

Также под влиянием смены обстановки не исправятся волшебным образом нарушения звукопроизношения и слоговой структуры. Сенсорика нам тут уже не помощник.

Как же распознать нарушения, как понять - норма или нет, принимать ли меры ? Рассказываю.

В возрасте с трёх до четырех лет ребенок - существо говорящее, даже более чем. В этом возрасте дети способны рассуждать и делать умозаключения . Жизненный опыт, опирающийся на предметную деятельность, характерную для возраста до 3 лет, позволяет ребенку со знанием дела рассуждать об этих самых предметах и их взаимоотношениях .

Это возраст первых вопросов. С 3 до 4 лет большинство детей проходят стадию "Почемучки", доводящую часто родителей до исступления. Причина наступления этой стадии - активнейшее развитие мышления, теснейшим образом связанное с развитием речи. Это важный момент!

До трёх лет развитие мышления и развитие речи шли, казалось бы, независимыми друг от друга путями. Молчит - но понимает. Молчит - но знает, как. Это так называемое наглядно-действенное мышление, которое как раз характерно для ребенка раннего возраста.

Пришел - увидел - победил. Увидел - понял - сделал - повторил - знает. Взял сортер, после нескольких попыток уверенно его собирает.

Речь здесь не особо нужна, можем обойтись .

К четырехлетнему же возрасту речь и мышление тесно сплетаются и начинают выступать единым фронтом. Речь способствует развитию мышления, а активное стремление к познанию способствует развитию речи. Почему так важно заговорить вовремя. Потому что неговорящий ребенок в 3 года - просто неговорящий ребенок. Неговорящий ребенок в 5 - это ребенок уже с задержкой не только речевого, но и психического развития. Неговорящий в 10 - это чаще всего ребенок со сформированной вторичной интеллектуальной недостаточностью. Умственной отсталостью, попросту говоря.

Маленькая ремарочка - не забываем про письменную речь. Это такая же речь, как манипуляции с языком и губами. И если ребенок не в состоянии разговаривать, но может выразить себя в письме - развитие его мышления идёт своим чередом

Есть дети, которые по разным причинам не говорят и в 8, и в 10 лет, но при этом используют технические средства коммуникации и свободно овладевают письменной речью - вышесказанное, конечно, не про этих детей.

Такие дети имеют возможность для развития мышления, и хотя это развитие своебразно - этих детей никак нельзя отнести к людям с интеллектуальной недостаточностью.


Автор: Заметки логопеда и многомамы

9 октября 2019 в 14:54

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.