«Академия правильной речи»

Каша во рту.

 Дизартрия - это нарушение лишь звукопроизносительной стороны речи. То есть ребенок нормально накапливает словарный запас, а него нет проблем с согласованием слов в предложения и выражением своих мыслей - то есть у него сохранно освоение речи как системы. Однако ребенок, подозреваемый по дизартрии, часто начинает говорить с задержкой. Почему?

Да потому, что им просто трудно. Центр (головной мозг) посылает сигналы периферии (органам ротовой полости), но в процессе где-то замыкает, и на периферии мы видим неточность артикуляционного движения, нарушения мышечного тонуса, подвижности органов артикуляции. Мозг даёт сигнал подняться языку вверх, например, для произнесения звука Ш, но тонус уводит язык вбок, слабость не позволяет подняться, а нарушения чувствительности не позволяют ребенку быть уверенным, действительно ли язык там, где нужно.

Дети с легкой дизартрией (а мы сейчас говорим именно о лёгкой степени, ведь дети с тяжёлой часто в принципе не способны даже пошевелить языком) головушкой уже до речи дозревают, но управлять своими органами артикуляции им труднее, чем обычным детям. Первые простые слова появляются обычно вовремя, но вот переход к фразе и накапливанию активного словаря происходит медленнее, потому что для этого требуется быстрое и уверенное переключение между разными артикуляционным позами, а это как раз ребенку и трудно.

Как было у моего сына Дани, у которого я заподозрила дизартрию года в два. Могла бы и раньше - даже в грудном возрасте, как писала а прошлой статье, но не очень хотела верить.

В два года фраза у него была - Мама, ням-ням. Биби туту. И тому подобное. А вот слов с переключением (вода, коты и тп) - не было почти до трёх лет. Мои предыдущие дети начинали хорошо говорить ровно в 2 года 3 месяца, Даня по их стопам не шел. Себя он именовал Няня, и виртуозно использовал свою ограниченную лексику. Например, словом нямням он называл все вкусное, словом дябдяб - так себе еду, и словом бьябья - совершенную гадость . Все это было безумно мило, но ближе к Данным трем годам начало меня напрягать .

Спас сенсорный удар. Это мой личный термин. Ребенок приехал на море. Первые слова с переключением появились у него через неделю, к концу трехнедельного отдыха он говорил понятно для окружающих. Речевой взрыв за две недели. Наращивание лексики с тех пор происходило лавинообразно, и в сентябре я изумлялась своим же записям его смешных словечек - неужели это было так недавно ?

Но оптимизм оптимизмом, а факты фактами - задержка речевого развития имела место быть, и виной тому - дизартрия. Именно тогда я начала ее впервые подозревать. А особенности речи меня в этой мысли укрепили .

Наш легонький дизартрик заговорил, и что мы слышим? Слышим в общем нормально по возрасту развитую речь. Дети с дизартрией не испытывают проблем с усвоением и реализацией лексико-грамматической системы языка и, кое-как управившись с непослушными языком и губами, нормально наращивают лексику и зачастую обладают речью в целом довольно развитой.

Но их речь часто слегка замедленная, производит впечатление обстоятельной. Ребенку с дизартрией нужно больше времени, чем ребенку без нее, для того чтобы переключаться между артикуляционными укладами . Иногда такой ребенок выглядит очень умным. Его медленное и обстоятельное изложение тому способствует. Он критично относится а своей речи и стремится сделать её понятной, как может.

Это если мы берём ребенка без сопутствующих нарушений высших психических функций, лёгкого снижения интеллекта. А такие проблемы могут сопутствовать дизартрии - ведь причина одна, повреждение мозга. Если сопутствующие нарушения есть - ребенок, наоборот, может абсолютно невнятно тараторить, некритично относясь к собственной речи, и нимало не беспокоясь о ее понятности.

Что еще. Глотает слоги или наоборот, повторяет многократно один и тот же слог. Мысль ушла вперёд, а язык на месте остался - вот полслова и проглотилось. Или застрял, на может переключиться. Или вперёд убежал, а потом опомнился и вернулся - следовательно слоги переставил. Всевозможные капетики и пикишоны у детей с дизартрией в речи сохраняются дольше, чем в норме .

Поскольку дизартрия - это не только нарушение артикуляции, а ещё и голоса, и дыхания, и интонационной выразительности - такие дети часто бывают либо слишком громкими и визгливыми, либо наоборот - тихо и монотонно говорящими, что делает их речь ещё более невнятной.

Ну и наша каша. Заплетающийся язык, зажатая речь - ребенок говорит как будто сквозь зубы, речь также может казаться сюсюкающей, а может все это сочетаться вместе. Все это - проявления нарушений мышечного тонуса и проблем с управлением органами артикуляции. Язык у таких детей действительно заплетается, не успевая за течением речи, тонус мышц губ и языка приводит к ощущению зажатости, а повышенный тонус спинки языка - к смягчению звуков и, следовательно, к сюсюкающей интонации .

И самое главное - очень специфические нарушения звукопроизношения. Об этом в следующей статье.

Заметки логопеда и многомамы

30 сентября 2019 в 06:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.