«Академия правильной речи»
Диагноз дизартрия - признаки В предыдущей статье, посвященной легкой степени дизартрии, или как ещё иногда говорят, стёртой дизартрии, я описала некоторые особенности детей с этим диагнозом, в этой же расскажу, за счёт чего их речь так специфична. Как понять, что "каша во рту" у нашего вроде уже хорошо излагающего мысли ребенка все же именно дизартрическая? Зачем нам это понимать - писала в предыдущей статье. Ну а начну рассказ снова со своего собственного сына Дани, у которого я выявила дизартрию в лёгкой степени. В случае Дани язык преимущественно занимает срединное положение, и замедленно переключается в нижнюю и верхнюю позиции, а чаще предпочитает этого не делать в принципе. Как результат - толком ни свистящих, ни шипящих в речи. И С и Ш представляют собой один и тот же звук, и этот звук ни С, ни Ш не является. Потому что при произнесении свистящих язык находится внизу, а при произнесении шипящих - вверху. А у нас посередине. И это чисто дизартрическое искажение. В более сложных случаях язык не только находится в срединном положении, а выглядывает между зубами при речи - межзубный вариант произношения. Этот же странный промежуточный звук, только ещё и затрудненный, тяжёлый, ведь преграда из зубов и языка мешает свободному выходу воздушной струи. Этот вариант произношения довольно труден в коррекции. Но маленькое замечание - до 3 лет такое, межзубные произношение ещё может быть вариантом нормы. После трёх же - надо обратить на эти звуки внимание. Ещё вариант - боковое произношение звуков. Тоже заметнее всего на свистящих и шипящих. К этому срединному звуку ещё и хлюпанье добавляется . И ещё вариант - смягчение. Не С, а СЬ, и другие звуки аналогичны. А то ещё хлеще - промежуточный + боковой + межзубный + смягченный, о как . Лучше всего у дизартриков часто обстоят дела со звуком Л. Он и в межзубном варианте звучит почти нормально, и в нижнем, и в боковом. И, как ни удивительно - часто довольно легко можно поставить Р. Поэтому родители часто удивляются - Р заговорил сам, и рано, а понять речь невозможно! Очень трудно нелогопедическому уху услышать нарушения свистящих или шипящих, например, отсюда непонимание, что же не так. А самые сложные в коррекции звуки при дизартрии - чаще всего свистящие - С, З, Ц. Почему я все это пишу, почему важно. Традиционная последовательность работы с нарушениями звукопроизношения обычно строится так - сначала работаем над свистящими, потом шипящие, потом Л, потом Р. Если упереться в эту последовательность, работая с ребенком с дизартрией, можно замучиться самому и замучить ребенка. Как сядем на свистящие, так и не слезем. Годами. А работа с ребенком с дизартрией - это увы, годы, не месяцы. Поэтому - долой стандартные схемы, привет, индивидуальный подход. Смотрим на ребенка. Что ему легко - над тем и работаем. Пусть радуется - получилось! Пусть мотивируется к дальнейшим занятиям. Ему очень трудно. Так давайте не резать крылья. Если попробовали свистящие , и поняли что это надолго - начинаем с них, по классике, работаем, но не ждем совершенства и идем дальше. Это детям с дизартрией на пользу, кстати - сразу давать противоположные артикуляционные позиции, отрабатывая контроль за переключением. И часто имеет смысл, продолжая неспешную работу над свистящими, ставить и автоматизировать сначала все же шипящие - они дизартрикам часто даются легче. С Л вообще можно начать для придания уверенности в собственных силах. В случае с дизартрией я не убиваюсь над идеальной постановкой языка при произношении этого звука. Мы параллельно укрепляем язык, улучшаем его возможности и, в дальнейшем, неидеальная постановка Л может улучшиться. И даже если нет - он все равно будет нормально звучать . И. Помним, что дизартрия - центральное нарушение. Поражение головного мозга. С пониманием относимся к астении и утомляемости. Динамично строим занятие. Часто меняем деятельность. Статику чередуем с динамикой. Хорошо проветриваем помещение, наконец - ребенку с дизартрией это особенно важно. По назначению невролога - медикаментозное лечение. Остеопатическая, гомеопатическая поддержка, кому близко. Физиотерапия. И вспомогательные логопедические методы, о которых - в следующей статье, подписывайтесь и читайте.
Автор: "Заметки логопеда и многомамы" 26 сентября 2019 в 17:39
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.