«Академия правильной речи»

Нарушен фонематический слух!


Фонематический слух... Именно эти слова часто вызывают наибольшее непонимание у родителей "Ваш ребенок плохо говорит, потому что у него нарушен фонематический слух" - "Что вы, он прекрасно слышит, и ЛОР смотрел!"

Фонематический слух - это способность человека к распознаванию звуков родного языка.

Физический слух у ребенка может быть в полном порядке, но звуки речи на слух воспринимаются нечётко, смешиваются друг с другом. Из-за этого даже поставленный логопедом звук в собственную речь ребенка не вводится, он по-прежнему его заменяет или привычно искажает.

Поэтому при работе над звуковой стороной речи чаще всего бывают необходимы и упражнения для развития фонематического слуха

Я приведу последовательность упражнений, по которой работаю сама, в порядке усложнения. И расскажу об игровых приемах, позволяющих разнообразить эту работу.

1. Распознавание неправильно произнесенного слова - машина, пашина, ташина - как правильно?

2. Выделение заданного звука в потоке звуков - хлопни (топни, прыгни), когда услышишь звук Н

3. Выделение заданного звука в потоке слов - хлопни, когда услышишь Н в слове

4. Где находится заданный звук - в начале, середине или конце слова.

5. Назови, какой звук слышится в начале слова.

6. Какой звук слышится в конце слова.

7. Какой - в середине.

8. Из каких звуков состоит слово?

9. Составление слов из заданных звуков. 

На любом из этих этапов можно подключать для работы буквенный символ, давая дополнительную зрительную опору.

Важно! Если ребенок старше пяти лет завис на каком-то из начальных этапов, если упорно не выделяет звук, не запоминает букву - возможно речь идёт не просто о несформированности фонематического слуха, а о его сильном недоразвитии. Тогда необходимо действовать через обходные пути, и это уже работа только специалиста.

Теперь игры и игровые приемы для развития фонематического слуха 

1.Первое и любимое - на любом этапе обучения всегда прекрасно работает смена ролей. Вы выполнили задание с ребенком, он понял технологию. А теперь - вы ученик, он учитель. Вы ошибаетесь, он исправляет. Это гораздо интереснее детям, чем пассивная роль ученика, плюс роль учителя призывает к ответственности и удвоенному контролю за своей речью. 

Вы говорите - Сапка.

Ребенок - правильно.... Ой... Не... Неправильно...

Вы, с неподдельным изумлением - а как же?? Ребенок - Сапка... Ой... Не... Шапка... Да!

Вы - нет! Я все правильно сказала! 

Поругайтесь с ним, подоказывайте свою правоту А он - пусть докажет свою точку зрения. И это будет уже не попугаячье повторение, а собственная мыслительная деятельность, а значит, материал усвоится прочнее

Можно предложить ребенку за вашу ошибку - монстрика рисовать, а за ваш правильный ответ - солнышко. Или наклейки делить: правильный ответ - наклейка отвечающему, неправильный - спрашивающему . 

2. На этапе выделения отдельного звука из потока других звуков или звука в слове, хорошо использовать различные движения. Вообще этот момент занятия может быть прекрасной разминкой. Прыгни, когда услышишь М. Топни, хлопни, присядь на корточки - выбирайте, что нравится. Главное не запутайтесь - один звук - одно движение. 

3. Паровозик. Тот, что на картинке. Очень удобная ассоциация с началом, серединой и концом слова. Главное, чтобы он у вас налево ехал. В каком вагончике звук Л поедет? Лапа, лопата, палка, пол, стол... Можно соответствующие буквы в настоящие игрушечные вагоны складывать, можно просто пальчиком показывать, можно просто эти вагончики на листе бумаги нарисовать и вместе с ребенком раскрасить, можно наклейки в вагончики вклеивать, пуговицы класть... В этом случае антураж не очень важен - речь идёт уже о подросших, 5-6летних детях.

Автор: "Заметки логопеда и многомамы"

7 сентября 2019 в 10:03

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.