«Академия правильной речи»

Организация работы по развитию речи вне непосредственно обучающей деятельности

 Организация работы по развитию речи вне непосредственно обучающей деятельности

Речь является главным показателем психологического развития и готовности ребенка к школе. Высокий уровень развития речи определяет в будущем успешность адаптации в любых социальных условиях, освоения школьной программы и выбора профессии. Вот почему педагогам необходимо обратить особое внимание на развитие речи детей. Для решения этой задачи нужно использовать все виды деятельности, все возможности предметно-пространственной среды. Работа по развитию речи не должна ограничиваться лишь непосредственно образовательной деятельностью, активизация речевых навыков вне занятий может быть беспредельно разнообразной. Все зависит от желания и возможностей педагога, его готовности к экспромтам, инновациям. Рассмотрим некоторые варианты.

Экскурсии.

Организованное знакомство детей с окружающей действительностью развивает способность к наблюдению, накоплению практического опыта, обогащению словарного запаса, что непосредственно отражается в речи. Чем удачнее была проведена экскурсия, чем больше заинтересовала и увлекла детей, тем разнообразнее они будут реагировать на нее: припоминать, расспрашивать, отражать виденное в игре, в изобразительной деятельности.

Разговоры и беседы.

Потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими впечатлениями, мыслями, чувствами, переживаниями присуща человеку, тем более ребенку. Дети, с которыми много и сознательно разговаривают – вырастают людьми вдумчивыми, рассудительными, развиваются быстрее. Нужно выискивать возможности поговорить с каждым ребенком. Возможности эти не предусмотрены ни каким календарным планом, но их выдвигает сама жизнь и чуткое отношение к детям.

Режимные моменты.

Обучение навыкам самообслуживания тесно связано с решением специальных задач, в частности с развитием мелкой моторики. Например, во время одевания у детей развивается ловкость и подвижность мелких движений пальцев рук. Во время умывания – самомассаж кистей рук, лица. Режимные моменты благоприятны для организации речевого общения: формируется определенный круг знаний и представлений при использовании художественного слова (потешки, стихи).

Труд и поручения.

Громадное воспитательное значение принадлежит трудовой деятельности. При выполнении посильных и осмысленных для детей поручений у них развивается самостоятельность, сообразительность, умение преодолевать препятствия, рассказывать о возникших затруднениях или о выполненном задании. Ведь, при выполнении поручения, ребенок должен:

1. внимательно выслушать, что ему говорят;

2. понять содержание обращенной к нему речи;

3. запомнить сказанное;

4. выполнить поручение;

5. дать словесный отчет о проделанной работе.

Таким образом, активизируется и развивается не только речь, но и внимание, интеллект, память, моторика.

Конструирование и изобразительная деятельность.

Значение рисования, лепки, конструирования для развития речи велико и многогранно. В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность. Важно и то обстоятельство, что в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторных систем: зрение, слух, тактильное восприятие. Познание предметов и их свойств, приобретаемые действенным путем, прочнее закрепляются в сознании.

Сюжетно-ролевые игры.

В ходе игры дети разговаривают друг с другом, с игрушкой, говорят и за себя и за игрушку, подражают голосам зверей, звукам окружающей среды. Берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними. Таким образом развивается речевая активность, возникает потребность в общении.

Прогулки.

На прогулках проводятся наблюдения, подвижные игры, труд. Наблюдения – основа познания, так как служит расширению мира восприятия детей, увеличению запаса их знаний и обогащению речи. В подвижных играх совершенствуются все стороны речевой деятельности: темп, ритм; соотнесенность речи и движений.

Дидактические игры.

Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе к речи, наблюдательность, память, сообразительность. Большинство дидактических игр содержат в себе образцы речевого поведения, а также актуализируют имеющийся у детей словарный запас и пополняют его.

Игры-драматизации.

В играх-драматизациях слово связано с действием персонажей, с целенаправленной сценической атрибутикой. В этих играх разыгрываются литературные тексты, которые имеют воспитательную ценность. Тексты насыщены глагольной лексикой, художественной выразительностью языка. Развивается выразительность движений, мимики и речи, воображение, фантазия. Эти игры готовят детей к развернутому, связному, последовательному изложению мыслей, упорядочивают речь, способствуют возникновению на их основе творческих игр.

Чтение художественных произведений.

Для педагога выразительное чтение – это не просто умение, это мастерство, оказывающее значительное педагогическое воздействие на детей. С помощью чтения, педагог не только открывает перед дошкольниками мир искусства, но и дает им образец правильной и образной художественной речи. В дошкольном возрасте ребенок старается подражать взрослым. Поэтому, слушая выразительное чтение, дети воспринимают интонацию, паузы, логические и ритмические ударения.

Заучивание стихотворений, скороговорок, потешек.

Стихотворение имеет то преимущество, что оно действует на душу, силой и обоянием ритма. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь. На первом месте стоит материал народного творчества. Совершенные его образцы – пословицы, поговорки, загадки, потешки. В русском фольклоре удивительным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Они полезны детям как прекрасная гимнастика речи.

Праздники.

Праздник, педагогически правильно организованный, нарушает однообразие текущей жизни, вносит новое ценное содержание, вызывает чувство радости, стимулирует к деятельности все силы и способности, в том числе и речь. Подготовка к празднику и проведение самого праздника предоставляют широкие возможности для выявления самостоятельности речи. При этом роль детей может быть двоякая: они могут являться действующими лицами и могут быть зрителями. В первом случае проявляется и упражняется их собственная речь, во втором случае – слухом воспринимают чужую речь (для речевого развития важно и то и другое).

Предложенные варианты активизации речи у детей вне непосредственно образовательной деятельности не исчерпывает всего многообразия форм работы. Дети от природы способны воспринимать, запоминать и воспроизводить большой объем информации. Но не обязательно, что всю полученную информацию дети будут воспроизводить и использовать в собственной речи сразу. Исследования последних лет показали, что мозг ребенка способен вмещать тем больше знаний, чем больше мы ему будем предлагать. И все знания детьми будут востребованы, если не сразу, то потом, позднее.

17 декабря 2017 в 17:21

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.